Корзина (0)

Задумаемся на минутку

Являясь священником, я бываю частым посетителем дома престарелых. Это по-настоящему скорбное место, где доживают свой век старички – бабушки и дедушки. Приглашают меня родственники в основном к совсем «плохим» - стоящим на пороге жизни и смерти. Пытаясь их исповедовать, причащать, снова и снова думаю о том, как поздно мы приходим к Богу. Лучшие свои годы, полные сил и возможностей для добрых дел мы отдаем суете этого мира, его искушениям. И последние только дни, а то и часы, часто по просьбе родственников, мы позволяем себе уделить время истинной цели всей жизни - встрече с Богом, которая происходит в Таинстве Святого Причащения. Да и это событие, так необходимое каждому из нас, случается далеко не со всеми, даже в доме престарелых. Несмотря на отсутствие препятствий и доступность священника далеко не все стремятся причаститься и пособороваться. Это грустно и тяжело. Тяжело бывать в этом доме, среди оставленных и ненужных по сути людей.

Так как же получилось, что эти бабушки остались совсем одни? Чаще всего, у них у всех один единственный ребенок, выросший эгоистом и не способный содержать своих родителей. И по несколько абортов на душе. Когда-то молодая женщина, она не дала плоду своей любви появиться на свет, лишила себя счастья материнства и спокойной старости в окружении заботливых детей и внуков. Задумаемся, братья и сестры, куда мы идем и в чем истинный смысл жизни. В той ли суете и мнимом благополучии, которым мы пытаемся себя окружить или может быть в жертвенном служении своим близким, продолжению своего рода, своей семье и в конечном итоге – в угождении Богу, исполнении Его заповедей.

Иерей Алексий Твердов, настоятель храма Покрова в Никоновском

Кто виноват и что делать

Есть такой род людей, которые всегда чем-то недовольны. Недовольны жарой, не рады прохладе, ненавидят работу и скучно проводят выходные. Таких людей много, в той или иной степени относимся к недовольным и мы. Одни недовольны государством, чиновниками. Другие осуждают священников и епископов. Третьи считают неправильными соседей. Четвертые стесняются своего происхождения, своей страны, говорят о Родине «Эта страна». И вот что хочется сказать. Ни власть, ни чиновники, ни даже священники не спускаются с небес, не приходят к нам с другой планеты. Все это наши соотечественники, мы сами. И вместо того, чтобы обвинять кого-то в безделии, в плохом руководстве, в нечестности, давайте станем лучше сами. Создадим большие счастливые семьи, вырастим новое поколение, давайте чаще улыбаться и радоваться другу другу, солнцу в жаркую погоду и прохладе пасмурного дня. Ведь все от Бога и Творец знает, когда и что нам полезнее всего!

Иерей Алексий Твердов, настоятель храма Покрова в Никоновском

С началом Великого поста!

Святая Четыредесятница в богослужебных книгах именуется весной души. Как правило, пост начинается как раз в начале календарной весны. Зимой природа как бы умирает: солнечных дней мало, трава и листья не растут, на улице холодно и мрачно. С приходом весны всё вокруг оживает. Начинают петь птички, появляется солнышко, на деревьях набухают почки. Примерно тоже самое происходит и с нашей душой. Вне поста она погружена в житейские заботы, наслаждения, не хочет Богообщения. Пост своими длинными, умилительными службами, скромностью в еде, в поведении вдыхает в нашу душу жажду покаяния. Подобно траве, начинающей появляться с первыми лучами солнца из земли, в нашей душе начинает просыпаться молитва.

Правда, можно заметить некоторый диссонанс. Христиане стоят почти до обеда в храме, кругом темные облачения, мрачные лица, потушенный свет. А за окном зарождается новая жизнь с восстающим солнцем. Почему так происходит? На самом деле здесь нет никакого диссонанса. Ведь пост – весна души. То, что кажется для плоти тяжелым, болезненным, непосильным – для духовной жизни человека является необходимым. Живя без ограничений и в полном достатке, струны души расстраиваются. Если долгое время не играть на музыкальном инструменте, то он потеряет свое прекрасное звучание, его необходимо настроить. И если мы будем долгое время получать наслаждения от чего-либо, то со временем чувства притупятся, и нам уже не будет казаться предмет нашего наслаждения столь приятным. Ведь нет ничего вкуснее пасхального яичка, съеденного после ночной службы, для человека, соблюдавшего пост. Наша духовная жизнь без настройки, подобно музыкальному инструменту, не сможет настроиться на волну Царства Небесного. Наши чувства без их временного укрощения не смогут наслаждаться земными благами, данными нам Богом, с благодарением.

Желаем вам, дорогие читатели, помощи Божией в прохождении поста! Надеюсь, за период Четыредесятницы каждый из нас станет немного лучше.

Семья как школа любви

Семья, начиная с её образования, является школой ответственности, любви, жертвенности, заботы. Из миллионов мы выбираем одну-единственную девушку, которая соглашается идти за нами всю жизнь. Отсюда вытекает огромная ответственность. Она оставила родительский дом, привычный уклад жизни и пошла за мужем. Наша обязанность достойно содержать её, быть за неё ответственным, любить её. Венчание в жизни бывает однажды. Брак совершается на небесах. Раз мы женились, то у нас уже нет возможности уйти от жены, бросить её. Возможно, с точки зрения современного мира, это невыполнимый посыл. Но этот посыл является единственно верным. Почему же?

У нас есть право выбора невесты. Если мы её выбрали, значит, нам она понравилась, и мы готовы принять её такой, какая она есть. За время совместной жизни в браке возникают различные ссоры, обиды и т. д. И это нормально. Мысль, что от этой женщины уже никуда не уйти, что она моя, а я её, позволяет прощать, забывать обиды, идти на мировую и компромисс. Одним словом, позволяет нам вопреки своей гордости уступать. Что это, если нелюбовь? Как известно, нашу степень любви к человеку мы можем проверить степенью готовности пожертвовать ради него своим временем, своими силами, своими средствами. Отсюда можно сделать заключение: отсутствие возможности расторгнуть брак является залогом развития отношений.

Постоянная жертва, совместная жизнь не только в радостях, но и в печалях, прохождение различных обстоятельств – является для нас возможностью полюбить свою жену, своих детей. Научившись любви в браке, мы можем любить и других людей. Опыт совместной жизни положительным образом влияет на человека и позволяет распространить его на всех.

Для чего мы украшаем храмы?

Наш мир устроен прекрасно. Люди стремятся к путешествиям, к единению с природой в походах, к познанию мира. Окружающая красота вдохновляет нас, заставляет задуматься о смысле жизни, познать Творца этой красоты. Одновременно с переживаниями красоты у людей неверующих или около церковных часто возникают вопросы: для чего украшать храмы? Зачем нужно столько утвари? Для чего нужны такие богатые облачения?

Вопрос вполне закономерный. Ведь Церковь позиционирует себя как общество, помогающее нуждающимся. Она решает не только духовные проблемы людей, но и зачастую социальные, материальные. Ведь действительно, можно средства, потраченные на убранство Церквей, потратить на нужды людей. Если продать всю утварь, все драгоценности во всех храмах, то соберется немалая сумма. Но Церковь этого не делает и никогда не делала.

Думаю, каждый из нас помнит эпизод из летописи временных лет, когда князь Владимир отправлял послов для изучения религий соседних народов. Послы пришли в восторг от богослужения в Константинополе. Почему же оно так на них повлияло? Храм Софии в столице Византийской империи – это огромный, величественный храм. На службы сюда приходили императоры, высшие слои общества, служил патриарх с сонмом духовенства. Православное богослужение здесь можно было увидеть во всей красе. Послы были поражены внеземной красотой храма. Это, пожалуй, одна из основных причин богатства наших церквей. Они должны непросто выделяться из среды окружающих их зданий, но и служить проповедью для людей, далеких от Христа.

Когда человек кого-то любит, он готов к ногам любимого принести все. Так, и христианин, любящий Бога, желает сделать всё возможное для Него. Ему хочется дом Царя Небесного украсить лучше дома земного царя. Такое желание вполне понятно, оно заслуживает только одобрения. Бог – Творец всего – заслуживает самого лучшего, самого красивого из созданного человеком своими руками.

Также можно добавить, что христианское богослужение (а вместе с ним и храмостроение) насчитывает уже очень длиною историю. За это время появилась некая традиция. Наши предки всегда стремились богато украсить храмы. Вся необходимая утварь для совершения богослужений также стала обязательной частью храмов.

Санкт-Петербург глазами Москвича. И небольшой совет.

Недавно ездили на 3 дня в Санкт-Петербург. Сам я из Москвы. В Питере был всего 3 раза. В эту поездку я понял одно: Санкт-Петербург - невероятный город! Прогуливаясь по улицам этого города, кажется, что они пронизаны историей. Благодаря этому, каждый человек здесь найдет для себя что-то ценное. Для меня стала открытием Петропавловская крепость со своими укреплениями, тюрьмой, величественным храмом, царскими захоронениями. Мы заказывали экскурсию, она длится всего полтора часа. Экскурсовод рассказал все самое интересное о крепости, об её истории и личностях, с ней связанных.

Вспоминая Петропавловскую и другие Церкви Питера, осознаю, что удивительно отличается архитектура храмов Москвы и Санкт-Петербурга. Традиционные восточные храмы с одной стороны и западные шедевры с другой. В этот раз построенные на западный манер храмы мне показались весьма величественными и красивыми. Может быть, внешность таких храмов не совсем привычна для москвича, но она оставляет некоторый отпечаток положительный в душе.

Конечно, наша поездка не обошлась без посещения святынь: монастырь прав. Иоанна Кронштадского, Смоленское кладбище (где хранятся мощи блж. Ксении), Александро-Невская лавра, Казанский собор и другие места. Такое обилие святых вселяет надежду: город находится под их чудесным покровом. Посещая святых, кажется, что молитва будет обязательно услышана. Но Петербург богат не только благодатью. На Невском проспекте большое количество зазывал приглашают на автобусную экскурсию по городу. Автобус проезжает по основным достопримечательностям, с обязательными остановками для фотографий. Интересный рассказ гида дополняет собой чудесные виды из окна автобуса. Особым образом поражает воображение величественная река Нева, покрытая льдом. Есть что-то особенное в зимнем Петербурге.

Еще хочется рассказать про Эрмитаж - самый большой музей в Европе. Здесь хранится огромное количество экспонатов, их невозможно посчитать. Говорят, что все помещения Эрмитажа достигают 22-х километров длины. В этом музее можно увидеть и дворцы, и богато украшенные комнаты, и картины из разных уголков Земли, и Церковь, и много другое. Лучше определить заранее, что бы хотелось посмотреть в Эрмитаже, иначе получится бесцельная прогулка по незнакомым произведениям искусства. Каждый здесь может найти что-то ценное для себя. На Большой Конюшенной улице нам очень понравилась Плюшечная. Плюшки здесь стоят всего 13 рублей. Изготовлены они по старым советским рецептам.

В заключении хочется сказать, что поводом для нашей поездки послужили скидки на поезда. На сайте http://rzd.ru/ можно купить билеты в купе всего за 1000 рублей! Помню, в том году мы ездили в плацкарте за 1800 рублей.

Приятных вам путешествий!

Патриарх Кирилл и Папа Франциск. Зачем?

С болью замечаю, что предстоящая встреча нашего Патриарха и Папы Франциска разделяет наше общество. Одна его часть настроена категорически против этой встречи, а другая – считает её необходимой. Сейчас любое разделение людей, а тем более православных, на руку врагам нашего Отечества и Церкви. Что можно возразить для умирения спорящих сторон касательно этой встречи?

Между Православными и Католиками нет евхаристического общения с 1054 года. Евхаристическое общение – это самое тесное общение, какое возможно в нашей жизни. Причащаясь из одной Чаши, мы исповедуем нашу веру в Бога. В наших Церквях есть разногласия касательно веры, поэтому мы никак не можем причащаться вместе. Обратим внимание на то, что Патриарх и Папа не собираются вместе молиться и причащаться. Соответственно евхаристическое общение на этой встречи не будет восстановлено.

Кроме того, православные никогда не примут католическое учение о Святом Духе, о непорочном зачатии Девы Марии, о главенстве Папы. Завтра, конечно, могут быть затронуты догматические вопросы, но наш Патриарх не пойдет ни на какие уступки. Вспомним сессии подготовки ко Всеправославному собору. Патриарх Кирилл пытался пресечь все притязания Константинопольского Патриарха Варфоломея на некоторое его главенство среди братских Церквей. Православным присущ дух соборности, который отсутствует в католицизме. Поэтому Папа никогда не сможет стать первым среди всех епископов. Мы свято верим: люди, управляющие сегодня Церковью, верны отеческим писаниям, верны духу Православия.

К этому можно добавить, что вопрос встречи с Папой Франциском, скорее всего, обсуждался на недавно прошедшем в Москве Архиерейском соборе. Нашему священноначалию виднее, нужна ли такая встреча. Это, очевидно, соборное решение.

Не будем забывать, что основная заявленная тема встречи – гонения на христиан востока. Христиан (не только православных и католиков) ежедневно там убивают. Смотреть на это со стороны очень больно. Главы двух крупнейших конфессий хотят каким-либо образом остановить кровопролитие. Будем надеяться, что у них это получится!

А каково Ваше отношение к предстоящей встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска? Принесет ли она добрый плод, либо худой? Будут ли какие-то последствия у нее?

Мнение автора может не совпадать с мнением администрации сайта.

Об архиерейском соборе и молодежи

В эти дни в Москве в Храме Христа Спасителя проходит архиерейский собор. Вчерашний день был ознаменован докладом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Его Святейшество в своем докладе затронул темы подготовки к Всеправославному собору, необходимости увеличить миссионерскую деятельность, работы с молодежью на приходах, духовного образования и другие.

Интересно взглянуть на статистические данные, приведенные в докладе. Последний архиерейский собор был в 2013 году. За эти 3 года увеличилось число епархий, священнослужителей, храмов и монастырей. Это говорит о том, что деятельность Патриарха ненапрасная. Именно он начал политику разукрупнения епархий. Благодаря этому епископы стали ближе к народу, ближе к клиру.

Особым образом хотелось бы обратить внимание на озвученную в докладе проблему окормления молодежи. Молодые люди в возрасте от десяти до двадцати лет очень часто перестают ходить в храмы. Многие мои знакомые в таком возрасте теряли потребность в Боге. Почему такое происходит? Это сложный вопрос. Видимо, влияние мира сего и грех делают свое дело. Человек отступает от христианства. Остается лишь надеяться, что семя, которое упало на душу молодых людей, рано или поздно прорастет.

Но все же положительная динамика разрастания Церкви вселяет надежду. Люди идут в храмы, ищут Бога, участвуют в таинствах. В этой связи важно помнить, что построить храм – это еще полдела. Создание общины на приходе – вот наша главная, общая цель. И священники, и прихожане должны к этому стремиться. Ведь община это, по большому счету, семья. Человеку хочется уйти из семьи только в том случае, если в семье невыносимо жить. Значит нужно устроить такую семью, из которой никому не хотелось бы уходить. И вот как раз близость архипастыря к народу и должна нам в этом помочь.

Необходимость Причастия в деле спасения

Каждый воскресный день мы приходим в храм. Здесь слышны знакомые слуху песнопения, совершаются привычные священнодействия, мысли обращаются к житейским проблемам. Литургия становится для нас обыденным делом. Для чего вообще она нужна? Неужели нельзя остаться в воскресный день дома, прочитав положенные утренние молитвы? Ведь так тоже можно общаться с Богом.

Христос перед Своими страданиями совершил вместе с Апостолами Тайную вечерю. На ней Он под видом хлеба и вина преподал им Свое Тело и Свою Кровь. Эту Тайную вечерю мы совершаем ежедневно вот уже 2000 лет.

Вкушение – самое тесное единение. Это значит, что в момент причастия мы соединяемся с Самим Богом. Один из древних святых отцов писал, что воскреснуть может только тот, кто причащался Тела и Крови Господних. Господь даровал нам возможность спастись. Как мы можем ей пренебрегать? Очевидно, что никакие молитвословия вне Литургии не могут нам заменить эту службу. Можно даже сказать, что вся наша жизнь, включая молитвы, посты, дела милосердия являются подготовкой к Причастию. Задача христианина - насколько возможно очиститься и Причаститься не в суд и осуждение.

Итак, таинство Причастия открывает для нас врата Царства Небесного. Помня об этом, постараемся на следующей Литургии все наши мысли обратить к Богу и причаститься Его Таин.

В другой раз порассуждаем о литургическом аспекте таинства.

Размышления о любви к ближнему

Господь дал нам заповедь о любви к ближним. Ближний – это тот человек, который в данный момент находится рядом с нами. Значит, мы должны любить всех, кто нас окружает. Что значит любить? Критерием любви служит наша готовность пожертвовать чем-то ради другого. Если мы готовы пожертвовать ради человека временем, силами, деньгами, даже и одеждой своей, значит, мы его любим. Но можем мы сказать, что ради каждого ближнего мы можем пожертвовать всё? Скорее всего, нет. В чем же дело?

В человеке с самого его рождения живет грех. Грех это своего рода духовная болезнь, которая как стена отгораживает нас от Бога и наших ближних. Чем больше человек грешит, тем дальше он становится от людей. Ему не хочется находиться в их обществе, а им с ним становится сложно. Соответственно для того, чтобы приблизиться к Богу и к ближним, необходимо эту стену греха разрушать. Если уж кирпичную стену не получится одним ударом разрушить, то тем более стену греха. Разрушая ее, можно, не осознав этого, наоборот её укрепить. Случается, что наша «духовность» служит препятствием любви. Обозначим два критерия. Они способны показать, на правильном ли мы стоим пути в духовном делании.

Первый критерий – это наши отношения с людьми. Если мы живем со всеми в мире, если нам никто ничего не высказывает, не предъявляет претензий, значит в духовной нашей жизни не все так плохо. Важно уметь слышать, что нам говорят другие люди. Может быть, они в чем-то нас обличают. Нужно прислушаться, возможно, они правы.

Второй критерий похож на первый. Это отношения с нашим духовником. Священник, который нас знает, может со стороны взглянуть на нас. Ему могут быть какие-то аспекты нашей жизни виднее, чем нам самим. Его слова покажут, какие мы есть на самом деле.

Пользуясь этими критериями, совершенствуясь в молитве и в добродетели, участвуя в таинствах, преграду греха возможно, с Божией помощью, разрушить. Тогда любовь к ближнему, по мере победы над грехом, будет возрастать. Святые люди нам показали, что возлюбить ближних – дело возможное.

Мы в соц. сетях:

Магазин Аксиос В Контакте Магазин Аксиос на Майл ру

Магазин Аксиос в Фэйсбуке Магазин Аксиос в Твитере

Магазин Аксиос ОдноклассникиМагазин Аксиос В Гугл

Способы оплаты:

Способы оплаты в магазине